ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В конце 1905 года Петергофской общественностью на роль учредительницы частной женской гимназии была выдвинута Вера Васильевна Павлова, и 1 февраля 1906 года ей было разрешено открыть в городе Петергофе частное учебное заведение для девочек.

7 февраля в частной квартире супругов Павловых на улице Кадетской начались занятия для первых двух учениц, которыми стали: Муся (Мария) Виланд и Леля (Елена) Шумилова. Уже через неделю занятий учениц стало шесть.

В.В. и Н.В. Павловы Вера Васильевна взяла на себя преподавание русского языка, ее муж - Николай Васильевич Павлов стал преподавать природоведение, Мария Васильевна Петрова - немецкий язык, Мария Иосифовна Мартенс - французский язык, Валентина Константиновна Рослякова - арифметику, Александр Константинович Миняев - рисование. Все педагоги, также как и школьный врач - санитарный врач Петергофа - Владимир Кузьмич Ходот, изъявили согласие работать в новом учебном заведении, не получая вознаграждения за свой труд.

К началу 1906-1907 учебного года в гимназию было принято уже почти сто учениц, и она уже осенью 1906 года получила официальные права женских правительственных гимназий. Пришлось нанять и новое, более просторное помещение - деревянную дачу неподалеку от вокзала Новый Петергоф, что конечно было удобно для учениц, приезжающих на поезде, а таких в гимназии было 44%. Но и это, приспособленное для занятий помещение, было тесным и неудобным . Поэтому Общество Попечения проделало огромную работу и приобрело в рассрочку на 10 лет участок на углу Александрийской улицы и Эрлеровского бульвара, на котором располагались четыре деревянных дачи, самая большая из них была приспособлена для занятий, в остальных располагался пансион для учениц, проживающих далеко от гимназии, и жили преподаватели с семьями.

В 1908-1909 учебном году состоялся первый выпуск гимназии.

В 1909-1910 учебном году количество учениц гимназии насчитывало 218 человек, приобретенные здания оказались переполненными и Обществом были предприняты решительные меры к началу строительства большого каменного здания для гимназии. Председатель правления общества Попечения - главный архитектор Петергофского дворцового управления Александр Константинович Миняев безвозмездно выполнил проект здания, строительный подрядчик Волков часть расходов взял на себя (ему была оказана честь стать пожизненным членом Общества Попечения) и осенью 1909 года строительство началось.

старое здание школы 7 февраля 1911 года - в канун празднования 5-ой годовщины основания гимназии – начались занятия в здании, которое школа занимает и сегодня.

Занятия в гимназии начинались в 9.15 общей молитвой по классам, уроки продолжались по 40 минут, перемены - 15 минут, после третьего урока была большая перемена на 80 минут (потом она стала короче на 20 минут и продолжалась в течение часа). В день было не более шести часов занятий: три часа основных уроков и три часа занятий разными видами искусств: музыкой, рисованием, рукоделием и пр. Во время большой перемены весь коллектив гимназии: педагоги и гимназистки, в полном составе выходил на прогулку. Зимой катались на коньках и с горок, весной и осенью прогуливались по парку, наблюдали за природой, собирали гербарии, играли в различные подвижные игры. Старшие оберегали младших, что создавало в гимназии теплые, почти семейные отношения.

В 1918 году, после революции гимназии были упразднены. Частная гимназия В.В.Павловой была реорганизована в Единую советскую трудовую школу двух ступеней, которой в 20-х годах было присвоено имя Владимира Ильича Ленина, поэтому до сих пор нашу школу иногда называют Ленинской. В эти же годы в школе были созданы пионерская и комсомольская организации.

Школа жила активной разносторонней жизнью. Большую роль в этом играла деятельность ШУСа - Школьного Ученического Самоуправления. Учащиеся самостоятельно решали вопросы снабжения учебниками и различными школьными принадлежностями, работали в школьном кооперативе.

В школе 20-30 годов работали замечательные педагоги. В старших классах был исключительно мужской состав учителей, и все они имели университетское образование. Николай Васильевич Силин - директор школы до 1935 года, Леонид Михайлович и Михаил Михайлович Измайловы, Ф. Филаретович Цветков, Александр Иванович Лесков, Леони Карловна и Мария Иосифовна Мартенс, Вера Васильевна Павлова, Валентина Григорьевна Кепп и др. - это именно те, кто создал в школе атмосферу, так сроднившую ребят.

В 20-е годы умами и сердцами учеников владел литературно-художественный кружок под руководством преподавателя литературы Леонида Михайловича Измайлова (завуча школы) . Занятия в кружке велись чрезвычайно серьезно. Доклады ребята делали на очень глубокие и интересные темы. Одно время в школе, имеющей прекрасный актовый зал, для учащихся устраивались концерты классической музыки, исполнителями которых были не только музыканты-жители Петергофа , но и артисты Мариинского театра. Организацией таких концертов занимались сами ученики. На все спектакли и концерты члены литературно-художественного кружка писали серьезные рецензии.

В школе было много талантливых художников - силой своего таланта выделялся сын архитектора А.К.Миняева, автора проекта школьного здания, - Василий Миняев. Школьный поэт Павел Кортылев писал о нем так: «Готов с карандашом в руке порисовать на потолке...» Оформление стенгазет, декораций к спектаклям, различных плакатов все это с большим вкусом исполнял именно он с помощью других учащихся. Был в школе и свой гимн - его написали сами ребята: слова - Павел Кортылев, музыку - Сергей Дюфур. Ребятам в то время было 13-14 лет.

Мирную жизнь школы прервала война, с оружием в руках сражались на фронтах преподаватели школы и ее выпускники. После выступления по радио Председателя Государственного Комитета обороны Иосифа Виссарионовича Сталина 23 июня 1941 года в Петергофе, как и везде, началась запись добровольцев в ряды народного ополчения. Уже на следующий день в ряды ополчения вступили бывшие воспитанники школы - Саша Власов, Наум Колодяков, Леня Кураханов и многие другие. В составе 4-ой дивизии народного ополчения они уже в начале августа 1941 года приняли боевое крещение под Кингисеппом. Когда фашисты 23 сентября 1941 года входили в Петергоф, последним дежурным по школе был комсомолец Николай Греченевский, он с отцом ушел в партизанский отряд, не раз выполнял сложные боевые задания. Стал партизаном и директор школы Харинов Петр Александрович, погибший во время выполнения боевого задания. Также войну встретили выпускники, чьи имена неотделимы от истории нашей Родины: Герой Советского Союза боевой летчик Николай Иванович Гапеенок, Герой Советского Союза адмирал флота Владимир Афанасьевич Касатонов.

мемориал памяти После войны в школе был создан мемориал памяти, где на мраморных досках золотом начертаны 112 фамилий учеников и педагогов школы, не вернувшихся с войны.

Школа возобновила свои занятия 1 сентября 1947 года как школа №416. Она имела довоенные вид: парадный вход, в вестибюль с огромным зеркалом, просторная раздевалка, актовый зал с большой люстрой и балконом напротив сцены, просторные светлые классы и широкие рекреации. В школу пришли опытные учителя. Первым послевоенным директором стал Михаил Николаевич Мухин. Первым завучем - Георгий С. Маслов. В переполненных классах учились ребята разных возрастов - ведь война прервала образование многих на целых шесть лет. Учителя и ученики много времени и сил отдавали на восстановление родного города: разбирали развалины, расчищали площадки для строительства на улице Аврова, выходили на воскресники по расчистке и озеленению парков, собирали металлолом. За работу на пришкольном участке школе неоднократно присуждали первое место. Работал в школе живой уголок, ребята увлекались кролиководством.

Новое крыло школы В 60-х годах в результате пожара обрушилась кровля, строители не стали восстанавливать ее в соответствии с проектом, а значительно упростили конфигурацию, исчез после пожара и балкон третьего этажа. Тогда же, в 60-х, начались работы по реконструкции с целью расширения. Строители, не поняв и не оценив уникальности здания, не увидели предусмотренную первоначальным проектом возможность расширения здания вправо от лестницы, в зеркальное отражении существующего, где архитектор Александр Константинович Миняев предполагал разместить гимнастический зал. Разъяснения из Москвы о том, что здание школы охраняется государством, пришли слишком поздно. В результате была уничтожена красивая лестница, лучшие классы первого этажа - в них разместили кухню и столовую. Пристроенное к школе новое крыло с узкими темными коридорами ничего общего со старой частью здания не имеет. Тем не менее, после реконструкции школа получила новые возможности. Ведь появились новые классы, был построен большой спортивный зал. На первом этаже нового крыла разместились кабинеты труда для мальчиков и девочек с прекрасно оборудованными мастерскими и кухней.

Школа начала проводить традиционные вечера встреч выпускников и учащихся с 1956 года - года 50-летия основания.

В 1965 году школе было присвоено высокое звание «Маяк пятилетки» за отличные показатели в учебе и воспитательной работе. Именно в этом году директором стала Елизавета Аркадьевна Медникова, руководившая школой до 1986 года. С 1973 года эстетическое воспитание стало основным направлением воспитательной работы школьников. К этому времени в рекреации второго этажа был создан мемориальный ленинский зал, работал салон юного художника с выставочным залом, экспозицией научной библиотеки Академии художеств. Учащиеся изостудии под руководством Анатолия Николаевича Кузнецова, стали призерами международной выставки «Золотые карандаши» в Болгарии. В школе работала фотостудия, кружок юного художника и самодеятельный театр кукол. В течение семи лет в стенах школы размещался филиал Детской музыкальной школы №17 имени А.Г.Рубинштейна. Из 740 учащихся школы в 1973 году более двухсот ребят занимались музыкой. Тогда же внимание педагогического коллектива начинает привлекать краеведение. Изучение истории Петергофа, подготовка экскурсий по паркам положили начало работе, развившейся потом в целое направление воспитательной работы.

музей истории школы В семидесятые годы был организован Совет выпускников довоенных лет, который возглавил Николай Иванович Семьянов. Тогда же родилась идея создания музея истории школы, которая воплотилась в создание первой экспозиции, открывшейся на втором этаже к 75-летию основания школы. В Совет выпускников вошли Валентина Васильевна Морозова-Дюфур, Иван Станиславович Щепанский, Станислав Александрович Лесков, Григорий Иванович Дреер, Светлана Николаевна Жгун и другие выпускники школы. Школьники начали активно заниматься поисковой работой. В 1988 году состоялось торжественное открытие музея истории школы. 18 января 1995 года музей был паспортизирован. В течение многих лет экспозиция создавалась совместно Советом выпускников и администрацией школы под руководством директора Лисиной Екатерины Яковлевны (директор с 1986 по 2001 год).

В разные годы из стен школы вышли люди известные не только в Петергофе: хранитель Пушкиногорья Семен Степанович Гейченко, Григорий Иванович Строков - строитель и директор крупнейших в стране гидроэлектростанций, Василий Михайлович Махоткин - известный полярный летчик, чьим именем назван остров в Заполярье, Владимир Афанасьевич Касатонов -адмирал Советского военно-морского флота, Николай Иванович Гапеенок - прославленный боевой летчик, Иван Михайлович Глинин - художник, Евгений Евгеньевич Кепп - искусствовед, Почетный гражданин города Выборга, где его именем названа одна из улиц и многие другие.